+7 (495) 234-32-12
пн-пт с 9.30 до 18.00

Корзина пуста

Все системы безопасности в одном центре
Продажа Доставка по России Монтаж Обслуживание
Поиск по каталогу

Тайны за пеленой слов. Системы безопасности на основе анализа голоса

Слово – не что иное, как отдаленное и ослабленное эхо мысли.
Гюстав Флобер

Современные технологии настолько стремительно врываются в нашу жизнь, что казавшееся еще вчера фантастикой сегодня уже поражает наше воображение конкретной конечной продукцией. В сфере безопасности эта тенденция проявляется особенно ярко. Вот и сейчас на рынке появился целый ряд специализированных устройств, основанных на технологии анализа голоса. Весомый вклад в развитие этого направления внесено компанией Nemesysco Ltd., которой уже разработан целый ряд бесконтактных систем, используемых и для контроля доступа, и в целях оценки рисков от человеческого фактора или предупреждения мошенничества в банковском и страховом секторах, и даже для решения задач оперативно-розыскной деятельности. Что же стоит за технологиями, позволяющими по голосу оценить те эмоции, которые скрывает внутри себя говорящий?

В конце девятнадцатого века физиологи и психологи обратили внимание на зависимость физиологии человека от его эмоционального состояния. Позднее, в двадцатом веке, совместными усилиями криминалистов, психологов и физиологов был создан фундамент для практической реализации этой зависимости, которая впервые нашла выражение в полиграфных проверках. По мере развития технических средств специалисты начали ставить задачу определения корреляции между эмоциональными переживаниями субъекта и его речью.

Механизм речи – один из самых сложных процессов, на которые способен человеческий организм. Прежде всего, мозг должен решить, что должно быть сказано (достаточно сложное задание для него), затем воздух поступает из легких на голосовые связки, которые в это время должны вибрировать на определенной частоте. Вибрирующий воздух поступает в рот, где язык, губы, зубы превращают его в звуки, которые мы распознаем как фразы. Мозг контролирует происходящее и слушает, что получается: говорим ли мы слишком тихо, громко и понятно ли это вообще. Обязанный так внимательно контролировать происходящее, мозг не упускает момента, чтобы оставить свой след на течении речи. Этот отпечаток (как сознания, так и подсознания) отражается на различных характеристиках голоса.

Тайны за пеленой слов Новые технологии берутся за анализ эмоций

Сегодня создаются технологии анализа голоса в зависимости от различных направлений применения. Эти технологии обнаруживают непроизвольные микроизменения в голосе, отражающие мозговую активность, в зависимости от текущего эмоционального состояния объекта анализа. Определив эмоциональное состояние говорящего и зная контекст разговора, можно сделать заключение об истинности или ложности высказывания, уровне стресса или уверенности говорящего и т.д.

Рассмотрим основные реализации технологии анализа голоса.

Технология многоуровневого анализа голоса позволяет анализировать разные слои в голосе, проводит глубокий анализ круга эмоций субъекта (как базовых, так и составных) и определяет, взволнован ли говорящий, смущен, напряжен, охотно ли делится информацией, сосредоточен, предвосхищает ваши вопросы и многое другое.

Процесс анализа

В своей основе технология многоуровневого анализа голоса включает четыре основные процесса:

1. Анализ формы звуковой волны голоса для измерения существующих особенностей высоких и низких частот голоса и их изменений по сравнению с образцом голоса.
2. Точный анализ частотного спектра и сравнение его с образцом.
3. Расчет параметров, установленных на этапе предварительной подготовки и используемых для создания базового образца, свободного от эмоций.
4. Определение и сравнение новых параметров с параметрами базового состояния субъекта.

Полученный набор данных, оценивающий эмоциональное состояние, далее может быть подвергнут дополнительному анализу по специальным алгоритмам с целью определения возможности сомнительных или ложных ответов.

Технология многоуровневого анализа голоса может определять уровень следующих эмоциональных состояний человека и давать их оценку:

Уровень волнения. Каждый из нас время от времени волнуется или впадает в депрессию. Чтобы рассчитать уровень волнения в каждом вокальном фрагменте, система сравнивает существующие частоты каждого фрагмента с базовым образцом, выделенным системой.

Уровень смущения. Уверен ли собеседник в том, что говорит? Программа измеряет мельчайшие задержки в речи и сравнивает с его обычной манерой говорить.

Уровень напряжения (стресса). Стресс обычно определяется как реакция организма на угрозу, за которой следует либо борьба с угрозой, либо бегство от нее. Как бы ни хотело наше тело снять стресс таким способом, во время беседы такой возможности нет. Внутренний конфликт проявляется в таком случае в помехах на сверхнизких частотах.

Уровень раздумий. Как долго ваш собеседник думает, прежде чем ответить? Сочиняет истории?

Уровень сосредоточенности. Не слишком ли сосредоточен ваш собеседник? Излишняя сосредоточенность может быть квалифицирована как обман.

Уровень предупреждения. Не предупреждает ли собеседник ваши вопросы? Не попытка ли это обмануть вас?

В настоящее время разрабатываются и алгоритмы по определению активности воображения (использует ли собеседник свое воображение, вызывает ли он в памяти образы, просчитывает ли он свои ответы).

Ложь крупным планом

Понимая сложность таких социально-психологических феноменов, как ложь, обман, неправда, в этой статье воспользуемся упрощенной классификацией типов лжи. В аспекте безопасности нас, как правило, интересует наступательная и защитная ложь, выявить которую помогают изделия, использующие технологии анализа голоса. Под этими типами лжи понимаются:

Наступательная ложь. Это единственная ложь, в которой лгущий имеет намерение извлечь какую-то выгоду, которую нельзя получить другим путем.

Защитная ложь. Вот это и есть обычная ложь, которая часто возникает в жизни. Вы не можете сказать правду, потому что она повредит вам.

Для технологии многоуровневого анализа голоса неважно, что сказано, – для нее, прежде всего, важно, какие эмоции транслирует мозг.

Разработана и специальная технология анализа голоса, адаптированная для эмоциональных ситуаций, в которых решаются задачи безопасности, связанные с оперативно-розыскной деятельностью (например, для использования при допросе).

В настоящее время появилась и технология, представляющая собой обучающуюся систему, созданную на основе алгоритмов искусственного интеллекта. Эта технология используется, когда возникает задача адаптации системы анализа голоса к тестированию в конкретной предметной области и социально-этнической группе. Мощный алгоритм предназначен для работы без специфических определений и по неизвестным заранее сценариям, что делает системы особенно гибкими и полезными в качестве орудия исследования.

Алгоритм, заложенный в данную технологию, обучается, начиная с самой первой фазы, в которой определяются базовые принципы работы, и до фазы точной классификации, которая автоматически формирует разные подходы к разным ситуациям. При этом создаются основные группы для всех возможных ответов на задачу, поставленную исследователем, базовые группы для любых новых неизвестных системе ситуаций и база правил, соединяющая базовые группы и основные группы. Система автоматически старается найти сходство и различия между основными группами, используя множество сложных математических операций.

Области применения технологии анализа голоса

Система контроля доступа использует разработанные технологии анализа голоса для определения легитимности цели доступа. Компьютеризированная система задает вопросы голосом и в текстовой форме на экране (3-5 вопросов), требующие от человека, подвергнутого контролю, ответов да/нет.

Для принятия решения система использует три независимых алгоритма:

  • анализ общего эмоционального профиля;
  • классическую методику проверок на полиграфе;
  • контроль экстремальных значений параметров.

Эта система предназначена для выявления потенциальных нарушителей, террористов, контрабандистов и может быть применена в любой области, где нужно быстро выявить подозрительные личности, допуск которых в контролируемую зону требует дополнительных проверок. Например, в аэропортах, при таможенном контроле, на вокзалах, пунктах пограничного контроля, в банках, режимных предприятиях, спецобъектах, тюрьмах и т. д. система позволяет выявлять опасные для общества или личности намерения до того, как нежелательные события произойдут.

Современные технологии позволяют спроектировать анализатор голоса для бизнесменов и лиц, принимающих ответственные решения. Уже созданы автоматические системы, предназначенные для тестирования персонала – сотрудников организаций и кандидатов на работу.

Эти системы определяют, какие риски для компании несет в себе тестируемый. В основу систем положена уникальная комбинация методологии опроса, технологии анализа голоса и 25-летний опыт техники оценки правдивости, накопленный в области безопасности. Системы являются серьезным инструментом для служб безопасности предприятий, отделов кадров, кадровых агентств для проверки персонала с целью оценки соответствия занимаемой должности, продвижения по должности, приема на работу. Как правило, система тестирует по следующим темам:

  • Хищение у работодателя.
  • Честность, лояльность к компании, криминальное прошлое.
  • Отношение к конфиденциальной информации и секретности.
  • Отношение к употреблению наркотиков.
  • Отношение к употреблению алкоголя и пьянству.
  • Склонность к взяточничеству.
  • Мошенничество и лживость.
  • Отношение к азартным играм и т.д.

Описанная выше технология успешно применяется для тестирования претендентов на получение кредита. Целью является выявление лиц с высоким риском невозврата кредита.

К высокому риску относятся:

  • Лица, которые в момент обращения за кредитом знают, что они не намерены выплачивать кредит.
  • Лица, которые в момент обращения за кредитом знают, что у них нет возможности выплачивать кредит.
  • Лица, которые при тестировании сознательно лгут в отношении своей кредитной истории за последние два года.

Что тестируется:

  • Уровень личной ответственности тестируемого за возврат кредита (намерение платить). Возможности тестируемого (личная самооценка) справиться с выплатами кредита (возможность платить).
  • Кредитная история тестируемого за последние два года.
  • Напряжение (общее напряжение во время теста).

Красный коридор

На рынке уже появился специальный комплекс, предназначенный в основном для использования в аэропортах, который впервые реализует на техническом уровне новую концепцию в подходе к вопросам безопасности (в контексте «Антикриминал-Антитеррор»). Эта концепция связана с решением задачи определения намерений проверяемого и основана не на поиске на теле пассажира или в багаже взрывного устройства или оружия, а на анализе того, что у него в голове. Вопросы задаются тестируемому голосом и текстом на экране, затем автоматически анализируются ответы и определяется итоговый результат в терминах «низкий риск» (зеленый коридор) или «высокий риск» (красный коридор).

Комплекс предназначен для предотвращения угроз двух типов.

Первый тип угроз связан с намерением лиц из числа пассажиров совершить террористический акт.

Второй тип угроз – возможные связи сотрудников аэропорта с потенциальными террористами или наличие у сотрудников внутренней готовности пойти на такую связь.

Комплекс состоит из двух систем.

Для контроля пассажиропотока на рубеже безопасности применяется система контроля доступа, настроенная на выявление пассажиров, имеющих террористические намерения или знающих что-либо об этом. Система задает 4 вопроса, анализирует ответ и принимает решение. Время тестирования одного человека от 40 до 60 секунд. Система настраивается на различные языки (до 12 языков), на которых проводится тестирование. При настройке системы проходит ее адаптация к различным культурно-этническим группам. Для контроля персонала аэропорта (как при приеме на работу, так и при годовой аттестации) предназначена вторая система комплекса. Эта система предназначена для проверки персонала по широкому кругу вопросов и снабжена специализированным тестом для выявления лиц, намеренных совершить теракт или как-то связанных с этой деятельностью. Тест состоит из 6–8 вопросов. Длительность теста 2–3 минуты. По окончании теста выдается результат об отсутствии или наличии возможного риска связи тестируемого с террористической деятельностью. Рекомендуется тестировать персонал раз в два месяца.

Обе системы комплекса анализируют реакции подсознания, работают в автоматическом режиме и поэтому избавлены от недостатков, снижающих эффективность систем контроля и тестирования, таких как:

  • возможность подготовки к тесту (повторное тестирование, специальные тренинги по подготовке к тестированию);
  • управление тестируемым некоторыми параметрами оценки (на основе знаний о методике, заложенной в основу теста, и рекомендаций специалистов);
  • ограниченный набор вариантов ответов на вопросы (американская система);
  • влияние сотрудника, проводящего контроль, на тестируемого;
  • возможный субъективизм (сознательный или бессознательный) в оценках эксперта;
  • сообщение тестируемым ложных сведений и т.д. Описанный комплекс проводит оценку фактора риска намерений террористической деятельности в реальном времени с большой производительностью, то есть в полном смысле является системой массового обслуживания.

По материалам: журнал «БДИ» №2 (71) март – апрель 2007

Дополнительные материалы по теме
Технология Sense Nemesysco
Кадровая система "К-Фактор"(HR) / "Персонал-HR"
Кредит по голосу
RА5 - анализатор риска для финансовых организаций (NEMESYSCO)
Экономическая оценка эффективности внедрения системы RA5 (Анализатор Рисков-5) компании NEMESYSCO 
RA5 риск-менеджмент. Программа, обнаруживающая обман. NEMESYSCO
Программные продукты для оценки эмоционального состояния человека

Если у Вас возникли вопросы, наши технические эксперты с удовольствием проконсультируют Вас.
Задайте вопрос и закажите оборудование!